Новый починок село Рожественское или 325 лет Рождественскому Майдану - древние времена - История Арзамасского края - Каталог статей - Наш Арзамасский край
Вторник, 28.02.2017, 11:19
Наш Арзамасский край
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS

Меню всплывающих ссылок на страницы поселений сельских советов:
Меню сайта
Категории раздела
древние времена [5]
период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.
средние века [0]
период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в
новое время [1]
от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны
новейшее время [3]
с 1919 г. до наших дней
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наши сайты:
  • CS-FpS.RU
  • Мир рисунков
  • Наш классик!
  • Моменты из жизни класса
  • Классный пресс-центр
  • Чернухинский ДДТ
  • МОУ Пошатовская ООШ
  • Моим ученикам
  • По ступенькам познания к творчеству
  • Форма входа
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 119
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Арзамасского края » древние времена [ Добавить статью ]

    Новый починок село Рожественское или 325 лет Рождественскому Майдану
    325 лет РОЖДЕСТВЕНСКОМУ МАЙДАНУ
    А.Шабашов

    Новый починок село Рожественское
    Если у городов бывают юбилеи, то почему их не может быть у села?
    Очень даже могут быть и не какие-нибудь там мифические, а настоящие исторические юбилеи. Вот, например, селу Рождественский Майдан исполнилось 325 лет. А для сомневающихся приводим факты:

    «Новый починок, что был Макрашской Майдан, а ныне село Рожественское, а в нем пришлые крестьяне» - именно так записано в Переписной книге Терюшевской волости 201 года (1693 год от Рож-дества Христова) стольником Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым.
    Уже в 1693 году в селе насчитывалось 69 дворов, 72 человека и 59 детей, по всей видимости, женщин тогда за человека считать было не принято.

    Кто же те «пришлые крестьяне», которые решили обосноваться на этом месте? К своему удивлению обнаружим, что основу переселенцев составляют выходцы из Суздальского и Владимирского уездов (41%). А общий состав переселенцев так разнообразен, как большая нижегородская ярмарка. Кроме крестьян из окружающих деревень Нижегородского уезда (16%) здесь обосновались семьи из Юрьевского, Вологод-ского, Галичского, Кинешемского, Костромского, Ярославского и других уездов.

    Попытаемся понять когда и кто первый решил обосноваться на Макрашском Майдане? И в этом нам поможет расспрос крестьян учиненный Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым во время переписи Терюшевской волости в 1693 году:

    «Степка Исаков, а у него сын Климка десяти лет, в расспросе сказали, что они Княжеского уезда вотчины Федора Михайлова сына Румянцева села Румянцева бывали крестьяне. А в село Рожествен-ское пришли жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Афонька Сергеев сын Воробьев, а у него сын Сергунька двух лет, в расспросе сказал, что родился в селе Терюшево» (Прим. автора: Нижегородский уезд).

    «Матвей Васильев в расспросе сказал на родину в Суздальском уезде вотчины Богоявленского Монастыря, что на Москве, села Дубакино деревни Горшково крестьянином был, а в Рожественское пришел жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Левка Васильев, а у него два сына Матюшка да Демка женатые. У него на дворе в особых избах два сына ясачно. Максимов ясачный сын Сидорка восьми лет. В расспросе сказали на родину в Вологодском уезде в вотчине Ростовского Митрополита, деревни Дубаново бывали крестьянами, а в Рожествен-ское пришли жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Ивашко Филипов сын Попов, а у него сын Миняшка трех лет, в расспросе сказал на родину в Суздальском уезде вотчины Богоявленского Монастыря, что на Москве, деревни Горшково кресть-янином был, а в Рожественское пришел жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рож-дества Христова).

    «Аношка Сергеев в расспросе сказал, что родина в селе Терюшево, а в Рожественское пришел сеять тому пять лет» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Феклист Алексеев сын Шелохов, а у него сын Васька одного году. А в расспросе сказал, что родился в селе Терюшеве, в Рожественское пришел жить тому пять годов» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Арефьев, а у него сын Гришка женат. У него Ивана на дворе в особой избе зять Андрюшка Никифоров. У него в соседях Викула Куприянов, у него сын Сидорка женат, Ивашки Арефьева зять. В расспросе сказал, что родина их в Вологодском уезде вотчины Спасского-Преображенского мона-стыря, деревни Сщекино были крестьяне, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
    «А Викула в расспросе сказал на родине в Кинешемском уезде деревне Протопоповке был кресть-янином, а та деревня за протопопом Матвеем Исаевым того города, а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Алексеев сын Шелохов в расспросе сказал, что родился в селе Терюшево, а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Иван Купреянов, а у него сын Кондрашка женат в расспросе сказал, что на родине в Кинешемском уезде деревне Протопоповке бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Якушка Иванов, а у него дети Сенька семи годов, Сенька шести годов да Ивашка трех лет. А в расспросе сказал родиной Володимирский уезд вотчины Спасского нового монастыря, что на Москве, села Закопья деревни Ильино бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Осипов, а у него дети Ганка четырнадцати лет, Васка десяти лет, а в расспросе сказал родиной Володимирский уезд вотчины Спасского нового монастыря, что на Москве, села Закопья деревни Ильино бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Ивашко Власов, а у него дети Стенька четырнадцати лет, Васька одного года, а в расспросе сказался рождения Суздальского уезда дворцового села "Всеголье" деревни "Лодыри" бывал кресть-янином, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Васка Тиханов, а у него сын Митька десяти годов, а в расспросе сказался рождения Ярославского уезда вотчины Спасского монастыря, что в Ярославле, села Федоровского деревни Боровицыно бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Ганка Иванов в расспросе сказался рождения Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости деревни Казаково бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Вдова Наташка Федорова, а у нее сын Ивашка пятнадцати лет в расспросе сказала рождения Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости бывала крестьянкой, а в Рожественское пришла жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Афонька Еремеев, а у него сын Данилко десяти лет в расспросе сказался Юрьевского уезда поволжской дворцовой Ячменной волости починка Вобряна бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Назарко Игнатьев в расспросе сказался рождения Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости починка Федосова бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Ивашко Андреев сказался рождения Вологодского уезда Спасского Каменного монастыря бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Алешка Перфильев с братом Ивашкой в расспросе сказали рождения Юрьевского уезда дворцовой Заборской волости бывали крестьяне, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Олферка Перфильев в расспросе сказался рождения Юрьевского уезда поволжского Заборской волости бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Семенов, а у него сын Тишка двадцати лет в расспросе сказался рождения Балахонинского уезда дворцовой Заузольской волости деревни Караваево бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Тимошка Васильев с братом Степаном в расспросе сказались рождения Суздальского уезда вотчины Троицкого Сергиева монастыря дворцовой Заузольской волости села Олексино деревни Крестниково бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Евтешка Васильев, а у него сын Демка двенадцати лет, а в расспросе сказался рождения Вологодского уезда вотчины Ростовского митрополита села Леонтьева деревни Доманово бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Фомка Филипов, а у него дети Сидорко двадцати пяти лет, Марчко двадцати годов, Гришка девятнадцати годов, Офонька семнадцати годов, Алешка четырнадцати годов, а в расспросе сказались родиной Галичского уезда вотчины Михайлы Иванова сына Бартенева (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Тишка Малахиев в расспросе сказался родиной Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости деревни Аристово бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Гараска Семенов, а у него дети Данилко десяти годов, Олешка шести лет, Тимошка полугода, в расспросе сказался родиной Юрьвского уезда дворцовой Заборской волости (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Кирюшка Наумов в расспросе сказался родиной Костромского уезда вотчины Ипатьевского монастыря (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Игнашка Афонасьев с братом Еремкой в расспросе сказали родиной откуда чьи крестьяне того не помнят, а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Тимошка Власов, а у него сын Сидорко трех лет в расспросе сказался родиной деревни Тепелево бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить только свосе» (Прим. автора: 1693 год от Рож-дества Христова).

    «Анисимко Михеев, а у него сын Оська женат, в расспросе сказали родиной Галичского уезда вотчины "Паисева монастыря (....) бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Якимка Михеев, а у него сын Ивашка двух лет в расспросе сказал родиной Галичского уезда вотчины Ипатьевского монастыря (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
    «А у него в соседях Мокейко Обросимов, а у него дети Костька шести лет, Петрушка трех лет, в расспросе сказали родиной Галичского уезда вотчины Аврамиева монастыря (....) бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому шестой год» (Прим. автора: 1687 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Филипов, а у него дети Пашка женат, Степка девятнадцати лет, Сенька двенадцати лет в расспросе сказали родиной Вязняковского уезда, а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Гришка Макаров, а у него дети Ивашка восьми годов, Пронка трех лет в расспросе сказал родиной Нижегородского уезда села Терюшева в слуги бывал его вдовы Мавры Перфильевой, а в Рожест-венское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Анисимко Алексеев, а у него сын Наумко шести лет в расспросе сказал родиной Нижегородского уезда вотчины Троице-Сергиева монастыря села Андроново проселка Кляпова были крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Куземка Лазарев в расспросе сказал родиной Суздальского уезда вотчины Покровского девичьего монастыря деревни Кулебаки был крестьянин, а в Рожественское пришли жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Гришка Кирялов, а у него сын Гараська пяти лет да брат Лукьянка в расспросе сказали родиной Володимирского уезда вотчины Спасского нового монастыря села Закопья бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Емелька Самойлов, а у него сын Калинка пяти лет в расспросе сказали, что родилися на Бакшееве, а про то в переписных книгах не написано.».

    «Гришка Иванов с братом Ивашкой в расспросе сказали родиной Суздальского уезда вотчины боярина Ивана Васильева Морозова деревни Старково бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Андреев, а у него сын Степка двадцати лет в расспросе сказал, что боярин подал отпускной список, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Сысойко Назаров с племянником Якимкой Борисовым в расспросе сказались родиной Володимирского уезда вотчины Спасского нового монастыря села Закопья бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Зинка да Игнашка Прокофьевы, а у Зинки сын Мишка восьми лет в расспросе сказались родиной из Шуя посадские люди, а в Рожественское пришли жить тому третий год» (Прим. автора: 1693 год от Рождества Христова).

    «Якунка Федоров, а у него дитя Якунка женат, у него в особой избе сын Степка в расспросе сказались родиной Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости починка Тетеряна бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Андреев в расспросе сказал родиной Кинешемского уезда вотчины Кузмы Макаева сына Алексеева бывал крестьянин, а в Рожественское пришли жить тому два года» (Прим. автора: 1691 год от Рождества Христова).

    «Сенька Сергеев, а у него сыны Карпунька шести лет, Тимошка трех лет в расспросе сказал родиной Терюшевской волости села Борисово».

    «Сенька Сергеев, а у него сын Карпунька в расспросе сказал родиной Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости Шилекшевской слободы бывал крестьянин, а в Рожественское пришли жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Артюшка Петров, а у него племянник Федотко Якимов женат. У него же зять Миняшка Елистратьев, а в расспросе сказались тоже Юмохонской волости деревни Филясово бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому седьмой год» (Прим. автора: 1686 год от Рождества Христова).



    «Андрюшка Анисимов, а у него сын Карпунька пятнадцати лет в расспросе сказал родиной Кинешемского уезда вотчины князя Михайла князя Иванова сына Щетинина (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пять лет» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Марьяна Григорьев в расспросе сказал родиной Володимирского уезда дворцовой всеГаляцской волости деревни Ворониха бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Сергеев, а у него сын Миняшка десяти лет, а в расспросе сказал родиной Володимирского уезда дворцовой Юмохонской волости деревни Поддубной бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Якушка Сысоев в расспросе сказал, что родился в той же волости в деревне Бакшеево, а в Рожественское пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Ивашко Петровичев, а у него сын Мишка пятнадцати лет в расспросе сказал родиной Кинешем-ского уезда вотчины Пафнутьева Боровского монастыря деревни Полдяна, а в Рожественское пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Ганка Полуектов, а у него сын Коняшка двунадцати лет в расспросе сказал родиной дворцовой Мурашкинской волости, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Куска Лукьянов, а у него сын Микишка трех лет в расспросе сказал родиной Костромского уезда дворцовой Колдомской волости деревни Обалова бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому четвертый год » (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Сергунька Панкратов в расспросе сказал где родился того не упомнит, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Васька Кузмин в расспросе сказал родиной дворцовой всеГоляцской волости деревни Заяхино бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Федорка Иванов, а у него дети Куска семи лет, Ивашка четырех лет в расспросе сказался дворцовой Колдомской волости деревни Акушева бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пять лет» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Федька Наумов с братом Ивашком родиной сказались Костромского уезда вотчины Ипатьевского монастыря (....) бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому три года » (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Федька Яковлев в расспросе сказал родился де он в той же волости в деревне Бакшеево, а в переписной книге не написан, а в Рожественское пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Федька Титов в расспросе сказал родиной Володимирского уезда дворцовой всеГоляцкой волости деревня Заборья бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Яковлев в расспросе сказал родиной Суздальского уезда вотчины Федора Иванова сына а как прозвище того не знает села Подольца бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).

    «Васька Евсевьев с братом Костькой в расспросе сказали Суздальского уезда вотчины Богоявленского монастыря, что на Москве, села Дубанина бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Матюшка Марков в расспросе сказался дворцовой всеГоляцкой волости деревни Голосово бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Мишка Марков, а у него сын Мишка же десяти годов в расспросе сказал тоже "всеГоляцкой волости" той же деревни бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Гришка Маркович, а у него сын Данилко десяти лет, а в расспросе сказал той же волости и той же деревни был крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).

    «Терешка Коняев, а у него сын Трошка одного году, а в расспросе сказал родиной Луховского уезда вотчины Василя Семенова сына Волынского деревни Петряхи бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому другой год» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Варломейко Иванов, а в расспросе сказал родиной Муромского уезда вотчины Троице-Сергиева монастыря села Замотря деревни Крюково бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).

    «Ивашка Федоров с братом Антошкой в расспросе сказали родиной Володимирского уезда дворцовой Спасской волости деревни Снегири были крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).

    «Всего в селе новом Рожественском шестьдесят восемь дворов да четыре избы, людей в них семьдесят два человека, в них детей пятьдесят девять человек, братьев девять человек, зятей три человека, племянников два человека, подсоседников 2 человека.».

    Подводя итог, можно с уверенностью назвать дату появления и даже имена первых поселенцев на Макрашском Майдане.
    Это были выходцы из Суздальского уезда Юмохонской волости, а случилось это в 1686 году от Рождества Христова.
    А статус села подтверждает наличие в Рожественном уже в 1693 году церкви и лиц духовного звания. Конечно наша история на этом не заканчивается, а только начинается...

    Источник: http://trust.narod.ru/325.htm
    Категория: древние времена | Добавил: MIG (17.08.2012) | Автор: Александр Шабашов E W
    Просмотров: 671 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Форма входа
    O родине...
    Родина - мать, умей за нее постоять.
    Давайте не терять свои корни!
    Просьба о помощи в получении информации о родственниках, проживавших в д. Озерки
    Новости
    [17.08.2012]
    [Новости сел и поселков]
    Выпуск медали "325 лет селу Рождественский Майдан"
    (0)
    [08.06.2011]
    [Новости общерайонного масштаба]
    Международный Фольклерный Фестиваль
    (2)
    [29.04.2011]
    [Новости общерайонного масштаба]
    Конкурс "Родной край"
    (0)
    Объявления
    Сегодня день рождения у пользователей:
    Олег(66)
    Праздники
    Праздники России
    Арзамасское время
    Погода в Арзамасе
    GISMETEO: Погода по г.Арзамас
    Нижний Новгород Online
    Copyright MyCorp © 2017